- Главная
- Безопасность и качество зерна
Основные полномочия в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Предметом государственного контроля является соблюдение товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна (для пищевых и непищевых целей) и продуктов переработки зерна (не для пищевых целей) и связанных с ними требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при закладке и хранении зерна (для пищевых и непищевых целей) в составе государственного резерва, транспортировке, ввозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) в Российскую Федерацию, при вывозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) из Российской Федерации (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к зерну и продуктам переработки зерна при осуществлении экспортных операций), а также соблюдение требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».
Нормативные документы
- Технический регламент Таможенного Союза 015/2011 «О безопасности зерна»;
- Технический регламент Таможенного Союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- Технический регламент Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;
- Закон Российской Федерации от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне»;
- Федеральный закон от 23.11.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- Федеральный закон 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными»;
- Постановление правительства российской федерации от 30 июня 2021 г. № 1079 «О Федеральном государственном контроле (надзоре) о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна»;
- Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.11.2021 № 1343 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна (Зарегистрирован 18.02.2022
№ 67355).
Меры ответственности за нарушение требований в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки
Статья 14.43 КоАП РФ Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
- Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
- Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
- Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
- Недостоверное декларирование соответствия продукции — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
- Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов (в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
- Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
- Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Итоги деятельности Управления в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 1 полугодие 2023 года
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 1 квартал 2023 года
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 2022 год
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 9 месяцев 2022 года
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за 1 полугодие 2022 года
- Итоги деятельности Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки за I квартал 2022 года
Часто задаваемые вопросы
- Вопрос №1 Какой документ подтверждает безопасность зерна?
- Ответ Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» зерно, выпускаемое в обращение на таможенную территорию Таможенного союза подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия. Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу.
- Вопрос №2 Необходимо ли оформлять декларацию о соответствии на зерно, предназначенное для семенных целей?
- Ответ Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» декларация о соответствии оформляется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей.
- Вопрос №3 Какие требования предъявляются к перевозке зерна?
- Ответ Согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими безопасность и сохранность зерна при его перевозке. Зерно перевозится бестарным методом, в транспортной таре или потребительской упаковке.Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);2) количестве зерна, в единицах массы;3) наименовании и месте нахождения заявителя;4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.
- Вопрос №4 Какие требования предъявляются к маркировке зерна, выпускаемого в обращение на территории Таможенного союза?
- Ответ Зерно, соответствующее требованиям безопасности и прошедшее процедуру подтверждения соответствия должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции осуществляется заявителем перед выпуском зерна в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза. Единый знак обращения продукции наносится на упаковку или на прилагаемые документы в случае перевозки зерна насыпью. Единый знак обращения продукции наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока годности зерна.
- Вопрос №5 Какими документами регламентируется ввоз импортных семян сельскохозяйственных культур?
- Ответ Порядок ввоза в Российскую Федерацию партий семян устанавливается Федеральным законом от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве» (далее – закон № 149-ФЗ).Согласно статье 33 закона № 149-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.Запрещен ввоз в Российскую Федерацию партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, а также партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации.Запрещены ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации партий семян охраняемых государством сортов растений в случае несоблюдения гражданского законодательства.Согласно статье 21 закона № 149-ФЗ запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
- Вопрос №6 Какие документы подтверждают сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений?
- Ответ Документами, подтверждающими сортовые и посевные качества семян сельскохозяйственных растений, являются:- сертификат соответствия, выданный в системе добровольной сертификации;— акт апробации;— протокол испытаний.
- Вопрос №7 Где можно найти Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее — Госреестр)?
- Ответ Электронная версия Госреестра размещена в сети Интернет на официальном сайте ФГБУ «Госсорткомиссия» по адресу http://www.gossort.com. Издание является официальным документом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и ФГБУ «Госсорткомиссия».
Руководство по соблюдению действующих обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, входящих в компетенцию Россельхознадзора
Информация об обязательных требованиях в сфере государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию